Игра или учёба?


Интервью Нарине Газарян, педагога-психолога детского сада “В гостях у сказки” для журнала “Мы. Психология для всех”, июнь 2015 года.

Не придавайте учёбе слишком большое значение. Сегодня много говорят о кризисе образования как школьного, так и дошкольного. В чём проблема? Почему дети часто говорят о том, что им не хочется идти в школу или в детский сад? Об этом мы поговорили с Нарине Газарян - психологом, педагогом частного детского сада “В гостях у сказки”

 

– Нарине, какой аспект современного образования волнует вас больше всего?

– Формирование личности происходит за счёт развития интеллектуальной, эмоциональной и физиологической сфер, и если уделять внимание только одной из них, обязательно пострадают остальные. Сегодня беда в том, что «гонка за развитием интеллекта» приобрела грандиозные масштабы! «Чем раньше начнём, тем больше успеем!» – так считает большинство. С самого рождения родители ребёнка запасаются гаджетами, карточками, умными игрушками, а в детском саду у них появляется тревога за то, что ребёнок если не сейчас, то уже никогда не успеет или будет самым худшим по успеваемости в школе. И тревога эта ничуть не меньше, чем тревога перед сдачей гос. экзаменов, а ведь речь идёт о дошкольнике. Разве наши родители испытывали такой стресс, отправляя нас в первый класс?

 

– Да, но сейчас другие времена, всё меняется…

- Физиология и психология не изменились. Дети всё так же появляются на свет на девятом месяце беременности, так же примерно в 2 года начинают говорить, гормональные всплески подростков никуда не делись. Я не хочу сказать, что обучение не нужно, но в дошкольном возрасте формирование знаний и умений в первую очередь осуществляется через игровую деятельность. Известной американский психолог Карл Роджерс говорил, что ребёнок подобен молодому ростку, который обладает огромной жизненной силой, стремится к росту и развитию. Родитель или учитель выступают в роли садовника, и его задача – заботиться о нем: удобрять и рыхлить почву, поливать его, обеспечивать ему защиту и солнечный свет, но он не должен тянуть его за верхушку в своём желании ускорить его рост. К сожалению, страх родителей часто заставляет их действовать в ущерб здоровью своих детей. Они нервничают и боятся, что их ребёнок ничего не добьётся в жизни, если его не подталкивать.

 

- Но ведь сегодня в каждом саду есть программа, методики, требования, пожелания родителей…

- Так и есть. Учителю выставляются требования и запросы руководства, родителей, разрабатываются новые планы, методики. Никто не спрашивает самих детей, что же они хотят, что чувствуют, что им интересно, вообще? Мы не замечаем, как делаем из них людей, удобных для общества, послушно сидящих за чистыми столами в полной тишине. Грубое вмешательство и постоянное руководство со стороны взрослых превращает детей в роботов. Сколько творчества убивается в школьных классах из-за того, что детский сад, школа, родители, придают учёбе такое значение! 

 

– Значит, вы за свободу? 

- Многие взрослые не могут понять разницу между свободой и вседозволенностью. На мой взгляд, тишина на уроке, понятие относительное. Выполняя задания, дети высказываются, предполагают, могут что-то бормотать, потому что стараются и, в конце концов, если им интересно, то их переполняют эмоции, и это замечательно. Не каждый учитель допускает такую обстановку, и не каждый родитель принимает. Зато в большинстве объявлений «требуется…» есть прилагательное «креативный», творческий… Но если ребёнок уже с детства боится спросить, предложить, сделать что-то по-своему, то разве вырастет из него тот самый креативный человек, который так всем нужен?

 

– Почему же, на ваш взгляд, родители и учителя против такой свободы?

- Главный аргумент против свободы: жизнь трудна, и мы обязаны так воспитать ребёнка, чтобы он мог к ней приспособиться. Если мы позволим им делать всё, что они хотят, то как они смогут работать под чьим-то началом? Плоды чрезмерно строго воспитания – неестественная вежливость и фальшивые манеры. «В условиях свободы, - пишет А. Нилл, - дети приобретают кое-что почти неуловимое, чего у них не было прежде - они становятся всё более искренними и доброжелательными и всё менее агрессивными».

 

– Насколько здесь высоки требования к образовательному процессу и воспитанию в детском саду “В гостях у сказки”?

– Здесь я нашла то, что давно искала. Отношение к ребёнку как к личности – самое главное требование в нашем детском саду. Мы стараемся обогатить ребёнка не только знаниями, но и научить уважению друг к другу, даём возможность сделать выбор, высказывать и защищать свою точку зрения. По своей природе дети очень смышлёные, если не вступать с ними в открытый бой, то всегда можно договориться. Так ребёнок учится слышать свои желания, аргументировать их, принимать другую точку зрения, договариваться. Если мы будем уважать ребёнка в любой ситуации, разве он не отплатит нам тем же? Чаще всего если ребёнок спотыкается и падает, то взрослый говорит: «Ах, такая сякая, испачкала платье», но если упадёт взрослый, тут же: «Вы не ушиблись?». Чувствуете разницу? С детьми важно быть справедливыми в любой ситуации. Почему детям нельзя разговаривать за столом, ведь взрослые только за столом и разговаривают друг с другом. Да, нужно прожевать, чтобы не подавиться, а потом говорить. Но это ведь совсем другое правило. В нашем детском саду можно не спать, но главное не мешать тем, кто спит. Все же разные, не все взрослые едят рыбу, почему дети должны её есть только потому, что четверг – рыбный день? С детьми нужно всё время разговаривать, отвечать на все вопросы, не пропускать ни одну обиду или ссору и тогда нечего бояться.

 

- А уроки у вас есть?

- Расписание у нас серьёзное. И математика, и развитие речи, и анатомия, и физика, и химия. Да-да, не удивляйтесь. Мы ставим различные эксперименты, печём вместе пироги, а это и химия, и математика. Сочиняем рассказы, говорим на английском. И рабочие тетради не забываем. Дети с радостью садятся за парты, иногда их даже звать не приходится. Мы учимся, играя. Когда мы с детьми учились пользоваться линейкой и сантиметром, мы начали мерить свою ладонь, каждый палец отдельно, затем всю руку. Голову, талию и т.д. Детям очень понравилось. Навык мы приобрели, что такое сантиметр и линейка запомнили, и при этом, все дети были довольны, На уроке английского языка мы готовили песочное печенье и считали его на английском. Мы стараемся развивать способность к самоорганизации, чтобы впоследствии ребёнок мог сам распоряжаться своим временем, своей жизнью.

 

- Поделись с нами методиками, которые вы используете?

- Для обучения чтению мы используем методику Н. Зайцева, дети, играя с кубиками и пропевая слоги, с удовольствием проводят время, и обучение чтению не является для них чем-то скучным и неинтересным. В подготовке к обучению грамоте и развитию речи мы работаем по программе «По дороге к азбуке» используя рабочие тетради Р. Н. Буневва, Е. В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой. По математике мы работаем по программе «Ступеньки» (Петерсон Л.Г.), используя при этом рабочие тетради «Раз-ступенька, два-ступенька» и «Игралочка – Ступенька к школе». В процессе подготовки к школе очень важно развивать психические процессы, внимание, мышление, память, это является основным критерием готовности ребёнка. Ведь готовность к школе – это не знание букв и цифр – это психологическая готовность ребёнка. Мы учимся. И для ребёнка важное открытие то, что взрослый тоже может чего-то не знать и это его очень вдохновляет. Не страшно спросить! Не страшно не знать! Не надо бояться пробовать!